Небесной тропой войны Тысячи пацанов и взрослых мужей садятся за компьютер, чтоб ощутить себя летчиком и повторить подвиг своих отцов и дедов. "Патриотизм ныне не в моде - сетуют люди старшего поколения. - Включите телевизор, кто герои сериалов и передач? Бандиты, бизнесмены, проститутки". К счастью, телевизор формирует умы и предпочтения далеко не всей молодежи. А любовь к родине и уважение к подвигам дедов объединяет людей разных возрастов и гражданств. В этом корреспондент "Донбасса" убедилась, пообщавшись с виртуальным братством летчиков и разработчиком всемирно известного военного аиасимулятора "Ил-2 Штурмовик" - Олегом Медоксом. Виртуальные пилоты не любят, когда "Ил-2 Штурмовик" называют компьютерной игрой. Для них это именно симулятор, с поразительной достоверностью воспроизводящий полет на самолетах времен Второй Мировой, позволяющий окунуться в экстаз настоящего боя и почувствовать себя защитником Родины. И здесь нет ничего удивительного, ведь этот авиасим, созданный разработчиками одной из крупнейших компаний в СНГ, признан во всем мире - прессой, реальными летчиками и ветеранскими организациями. Для того, чтобы стать виртуальным пилотом мало одного лишь компьютера: здесь нужно нечто еще, что не купишь за деньги - смелость, отвага, благородство и тот самый "немодный" патриотизм. - Олег, "Ил-2 Штумовик" - признан одним из самых высокотехнологичных и исторически правдивых авиасимуляторов за всю историю имитационного жанра. Что за люди работали над проектом? - Совершенно разные люди. И фанаты авиации, и просто программисты, и бывшие сотрудники отечественных конструкторских бюро. Летчики принимали участие в основном в тестировании. Правда и в команде есть люди, имеющие лицензию частного пилота. - С какими трудностями вы столкнулись? В авиасиме существует мощная встроенная энциклопедия самолетов и наземной техники. Как воссоздавали ее и с кем консультировались? - Да, трудностей было полно. И главная заключалась в том, чтобы сделать продукт не только красивым, но и работающим. От многих деталей пришлось отказаться, так как домашние компьютеры того времени до них еще "не доросли". Вообще, симулятор "Ил-2" - это борьба компромиссов. Не так-то просто "запихнуть" в одну программу и красивую графику, и точность моделирования, и сложную полетную модель и достаточно сложный искусственный интеллект. Энциклопедия - это отдельная тема. У меня самого было много материалов по авиации второй мировой. Причем эта коллекция книг и документов пополняется по сей день. Естественно, мы консультировались с современными летчиками и некоторыми ветеранами. - Расскажите о ветеранах. Слышала, что вы приглашали их на многие мероприятия. - Да, это так. Однако с нашими ветеранами все намного сложней: большинство из них, к сожалению, даже не знает с какой стороны подойти к компьютеру. А с западными, у которых уровень жизни высок и пенсия позволяет не прозябать, а жить полнокровной жизнью, можно и проконсультироваться с точки зрения точности моделирования в симуляторе. Однажды я наблюдал такую картину: ветеран сел за компьютер, ему объяснили азы управления (уборку шасси по кнопке и прочее), затем он взлетел и начал пробовать разные маневры. Так вот педалей не было, а ноги его все время пытались работать педалями: замену их поворотом рукоятки джойстика он не воспринял. Почти все ветераны говорят примерно одно: "Очень понравилось". Один известный немецкий ас даже прислал мне персонально поздравительную открытку. Но главная проблема заключается в том, что ветеранов той войны становится с каждым годом все меньше... К сожалению, это жизнь... - Какова статистика популярности? География, примерный возраст играющих, отклики, пожелания? - Статистика огромна и это, без преувеличения, тема научного труда. Ависимулятор знают во всем мире. Средний возраст 28-35 лет. Откликов - огромное количество. Пожелания почти всегда мы стараемся воплотить в жизнь. Но на данный момент все, что не вошло в серию "Ил-2", постепенно будет использоваться в новой, принципиально новой серии. - Как вы считаете: в наш век, когда молодежь все больше теряет духовные ценности, позволяет себя оболванивать, живет иллюзорными принципами - могут ли симуляторы, подобные вашему, возродить патриотизм, человечность, понятия долга и чести? - Трудно сказать. Проблема в нынешнем массовом среднем образовании, которое упало до самого низкого уровня, который мне только известен. Но, безусловно, хотелось бы! - Один виртуальный летчик, с которым я тесно знакома, как-то сказал: "Небо не терпит подлости, грязи. Летчики становятся братьями, потому что небо роднит". Вы согласны с таким утверждением? - Он говорит правильные вещи. - Вы сами летали когда-нибудь? Хотели бы побывать в том непростом, но увлекательном времени? - Летать я летал, и много. Я хотел бы пилотировать многие самолеты того времени... А вот воевать - точно не хотел бы. Война это всегда плохо. Лучше бы ее не было никогда. Но думаю, если бы я родился в то время, то, сражался бы именно летчиком, защищая свою страну... - Вы планируете продолжение? - Конечно. Мы разрабатываем новый симулятор, в котором все новое от движка до моделей. Новая серия начнется с Битвы за Британию - 1940 год. Затем, в случае успеха, пойдем дальше и со временем опять вернемся на восточный фронт. - Чем отличаются пилоты, летавшие на самолетах периода второй мировой от современных, управляющих реактивными? Можно ли в реактивном ощутить настоящий восторг полета и экстаз боя? - Восторг полета можно ощутить в любом самолете. А вот адреналин боя, пожалуй, будет покруче в бою на самолетах второй мировой. Я не управлял реактивными самолетами, но хотел бы. Уровень образования современных пилотов в сотни раз превосходит средний уровень образования пилотов второй мировой... - Как изменил вашу жизнь "Ил-2 Штурмовик"? - Я приобрел мировую известность и новых близких друзей в разных странах. - Вы поддерживаете связь с реальными летчиками? - Как раз третьего мая ко мне приезжал австралиец Шон Трестрэйл. Он летал на многих типах самолетов. В свое удовольствие, а также для нас летал на музейных Мустанге, И-16, И-153, Харрикейне, Спитфайре и многих других. У его друзей есть собственные Спитфайр МК 9 и Тандерболт Р-47... Последний раз он летал на Tiger Moth специально для нас, потому как мы планирует этот самолет включить в новый симулятор, как учебный. Для нас этот человек - главный тестер. Ведь он не только реальный летчик, но и онлайновский... Это самый образованный и дотошный современный летчик, из тех, которых я знаю. Его помощь просто неоценима, так как он совершенно отчетливо понимает разницу между симулятором и реальным самолетом, и почему то, или другое невозможно пока смоделировать. К слову, Шон убеждён, что "Ил-2" - лучший симулятор в мире, даже лучше, чем те, что используют настоящие пилоты в процессе обучения (имеется в виду полетная модель). И когда он сообщил, что собирается посетить Россию, я ему предложил пожить эти дни у меня, а не в гостинице. Ведь за пять лет дружбы мы еще ни разу с ним не встречались... - Что вы можете пожелать поклонникам "Ил-2" в преддверии 9 мая? - Честности, силы духа и чистого неба над головой! О братстве Здесь не имеет значения возраст, социальная и расовая принадлежность, количество купюр в кошельке. Школьники, студенты, преподаватели, директоры фирм, военные летчики, инженеры-конструкторы - все общаются на одной, искренней ноте и всегда готовы прийти на помощь. Вот лишь несколько писем из сотен, что я получила по электронной почте. "Ил-2" - уникальная возможность не просто узнать историю, но и вжиться в нее. Это настоящий подарок для любого мужчины. Фальшь, трусость и подлость осыпаются здесь как шелуха, и у человека остается лишь два пути - либо стать лучше и позволить небу принять себя, либо вернуться на бренную землю" г. Донецк "С Илом я познакомился анекдотично. Мой одногруппник тогда работал в милиции - отделе по борьбе с экономическими преступлениями и где-то с коллегами по ремеслу изъял кучу дисков, среди которых был симулятор "Ил-2 Штурмовик". С тех пор не пропускаю ни одного аддона. Собственно "Ил-2" - это то, чего я ждал практически всю жизнь. Он притягивает прежде всего тем, что позволяет окунуться в атмосферу воздушного противостояния тех лет..." г. Томск "Первая вещь на моем первом компе оказалась на редкость заразительной. Вылечится не смог до сих пор. Более того, если раньше я был просто неравнодушен к небу, то с появлением "Ил-2" просто заболел. Теперь планирую учиться на инженера конструктора и работать по специальности". Московская область. "В декабре 2005 обчистили всю квартиру. В числе прочего вынесли и кабель-модем, с помощью которого я выходил в интернет. И вот, числа 3-го или 4-го сидел я в гостях у друга (он молодой но уже пенсионер - отлетал 10 лет на Ми-8 в разных условиях, в том числе в Анголе). Зашел с его компа на родной форум "У2" и написал: "Ребята, извините, я на некоторое время пропаду (обнесли квартиру, вынесли кабель-модем)!" На следующий день посыпались звонки от вирпилов. Ребята, которых я не видел в глаза, предлагали ... выслать мне денег. Я просто опешил. Но как ни отказывался, меня заставили таки открыть счет и в течение 5 дней я получил от ребят 7500 рублей на новый модем! Из Москвы, Краснодара, Новосибирска... Это было потрясающе приятно. И дело не в деньгах, а в поразительной солидарности!" г. Санкт-Петербург ...Завтра великий праздник. И я уже знаю, как его встречу. Я проснусь рано утром, и сяду в кабину Миг-3, на котором воевал мой прадед. Не спеша вдохну терпкий аромат кожи, слизну с губ острый привкус металла. А потом, когда разогреется двигатель, легко взмою вверх. И не беда, если день выдастся пасмурным: я просто направлю своего сокола выше, разорву пелену облаков и подставлю лицо солнцу... Ксения МАЛЫШЕВА.
|