Советские самолёты – И-15, И-153. Самолёты имели очень
высокие боевые качества. Не берусь судить лучше или хуже они были бы
чем знаменитый Ил-2, но то что они были бы гораздо раньше это
однозначно.
Параллельно работам по модификации серийных
самолетов-разведчиков в легкие штурмовики и созданию «войскового
самолета» среди некоторой части специалистов ВВС Красной Армии получила
распространение теория атаки наземных целей с пикирования или на
большой скорости с горизонтального полета на низкой высоте. В этих
случаях большая угловая скорость перемещения самолета резко уменьшает
вероятность его поражения наземными средствами ПВО и, следовательно,
при постройке скоростного самолета-штурмовика его бронирование может
быть незначительным. При этом, поскольку при бомбометании с пикирования
можно было обеспечить значительно более высокую точность попадания по
малоразмерным целям (танк, ДТО, ДЗОТ, огневая точка и т.д.), а значит,
и более высокую вероятность поражения, чем при бомбометании с
горизонтального полета, то эффективность непосредственной авиационной
поддержки войск, особенно при прорыве укрепленной полосы обороны
противника, при массированном применении скоростных
самолетов-штурмовиков могла быть значительно повышена. Кроме того,
предполагалось, что легкий скоростной самолет-штурмовик в случае
нападения истребителей противника будет в состоянии достойно постоять
за себя в воздушном бою.
Очевидно, что наилучшими кандидатами на эту роль являлись серийные самолеты-истребители. Лёгкий штурмовик-истребитель Кочеригина Ди-6Ш